История реформирования дезинфекционного дела в городе Москве | Печать |
"Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве"

Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991 и 1999 г.г.) дезинфекционные мероприятия признаны и законодательно утверждены как одно из ведущих, концептуальных условий обеспечения и поддержания на определенном уровне здоровья населения и санитарного состояния среды его обитания.

В то же время задачи, функции и структура учреждений госсанэпиднадзора за дезинфекционной деятельностью не соответствовали новым условиям. Так, в первое пятилетие 90-х годов дезинфекционные станции, отделы очаговой и профилактической дезинфекции были структурными подразделениями территориальных центров госсанэпиднадзора и выполняли одновременно исполнительско-оперативные и надзорно-контрольные функции. В связи с этим реорганизация дезинфекционного дела требовала конкретных теоретических обоснований и определения практических рамок проведения соответствующих работ. В соответствии с Законом РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе, осуществление одновременно одним учреждением исполнительско-оперативных и надзорно-контрольных функций не было предусмотрено. Совмещение этих функций дезинфекционными станциями запрещалось также п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Реорганизация дезинфекционного дела была регламентирована приказом Госкомсанэпиднадзора РФ от 04.07.1994 г. № 74 «О реализации основных направлений развития дезинфекционного дела». По существу этот приказ стал программой реорганизации дезинфекционного дела на современном этапе.

Для реализации поставленных вышеуказанным приказом задач предусматривалось преобразование подразделений дезинфекционного профиля центров госсанэпиднадзора, осуществляющих оперативно-исполнительские функции, в государственные унитарные предприятия с одновременной передачей надзорных функций в центры госсанэпиднадзора.

Перестройка дезинфекционного дела санитарно-эпидемиологической службы Москвы была начата сразу же после выхода вышеуказанного приказа Госкомсанэпиднадзора РФ. Она включала три этапа, которые условно можно обозначить как «организационный», «правовой» и «контролирующий».

 

На первом этапе из функций учреждений госсанэпидслужбы были исключены и переданы хозяйствующим субъектам функции проведения комплекса дезинфекционных мероприятий. Создано государственное унитарное предприятие (ГУП) – «Московский городской центр дезинфекции», который оставался в системе госсанэпидслужбы Москвы. Одновременно с этим на дезинфекционном рынке стали активно создаваться другие предприятия дезинфекционного профиля с различными формами собственности. По состоянию на 01.01.07 в Москве работают 198 таких предприятий.

Второй этап - это создание системы допуска к работе предприятий и физических лиц, специализирующихся на проведении дезинфекционных работ и услуг. Для этого были приняты постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 1998г. № 688 "Об утверждении Положения о лицензировании производства дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, Положения о лицензировании проведения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ", распоряжение премьера Правительства Москвы от 3 ноября 1997г. № 1190-РП и первого заместителя премьера Правительства Москвы от 31.12.97г. № 1407-РЗП, утвердившие порядок лицензирования вышеуказанных видов деятельности в городе Москве.

Участие органов и учреждений госсанэпидслужбы в осуществлении лицензирования производства дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, проведения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ было определено приказом Госкомсанэпиднадзора РФ от 23.07.96 г. № 119, в соответствии с которым был утвержден перечень лицензируемых видов дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ, издан перечень дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, разрешенных для применения и производства на территории Российской Федерации. В это же время были утверждены и изданы санитарные правила:

- СанПиН 3.5.2.541-96 «Требования к организации и проведению мероприятий по уничтожению бытовых насекомых и комаров подвальных помещений»;

- СП 3.5.3.554-96 «Организация и проведение дератизационных мероприятий»;

- СП 3.5.675-97 «Гигиенические требования к учреждениям, организациям, предприятиям и лицам, занимающимся дезинфекционной деятельностью».

В соответствии с приказом Центра госсанэпиднадзора в г. Москве от 29.06.98 г. № 111 "О реализации основных направлений развития дезинфекционного дела", изданного с учетом рекомендаций Совета главных государственных санитарных врачей г. Москвы от 5 мая 1997 г. для организации госсанэпиднадзора за дезинфекционной деятельностью, ГУП "Московский городской центр дезинфекции" передал часть единиц врачей и средних медицинских работников в центр госсанэпиднадзора в г. Москве и центры госсанэпиднадзора в АО. На этом же этапе в Центре госсанэпиднадзора в городе Москве в составе отдела лицензирования и организации санитарно-эпидемиологических экспертиз видов деятельности было создано специальное подразделение – отделение организации санитарно-эпидемиологических экспертиз видов деятельности. Основная задача этого отделения состояла в организации и проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы дезинфекционной деятельности в соответствии с приказом главного врача Центра госсанэпиднадзора в городе Москве от 24.03.98 г. № 51. В центрах госсанэпиднадзора в АО выполнение этих функций было возложено на подразделения эпидемиологического профиля.

Третий этап – «контролирующий», по своему значению не уступает предшествующим.

Учитывая, что одномоментно не представлялось возможным осуществить передачу из ГУП "Московский городской центр дезинфекции" всех контрольно-надзорных функций было принято решение, что при контроле за лечебно-профилактическими учреждениями действует традиционно сложившаяся система. Эта не вполне законная мера была принята временно. Вплоть до 1999 г. за ГУП "Московский городской центр дезинфекции" сохранялись функции по участию в осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением дезинфекционно-стерилизационного режима в лечебно-профилактических учреждениях и детских специализированных учреждениях и др.

На врачей-дезинфектологов центров госсанэпиднадзора в АО были возложены  надзорные функции за предприятиями, осуществляющими дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию за исключением лечебно-профилактических учреждений.

Следующим логическим шагом реализации приказа Госкомсанэпиднадзора от 04.07.94г. № 74 "О реализации основных направлений развития дезинфекционного дела" было принятие  приказа Главного врача центра госсанэпиднадзора в г. Москве № 20 от 4 февраля 1999 года "О госсанэпиднадзоре за дезинфекционной деятельностью". Приказом регламентирована окончательная передача центрам госсанэпиднадзора функций осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора за дезинфекционной деятельностью на объектах города, в том числе и текущего надзора за соблюдением дезинфекционно-стерилизационного режима в лечебно-профилактических учреждениях и детских специализированных учреждениях.

Законодательством предусмотрено проведение двух основных форм контроля - производственный и в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Несмотря на то, что порядок организации и проведения обеих форм контроля за дезинфекционными мероприятиями определен санитарными правилами и рядом распорядительных документов в них отсутствовали указания, регламентирующие частоту, объемы (включая проведение лабораторных и инструментальных исследований, испытаний, измерений), методы и объекты контроля. Помимо недоработок в содержательном характере контроля, исключающих возможность учета и сравнительного анализа результатов проводимых контрольных оценок, такой порядок создавал условия для излишнего административного воздействия со стороны специалистов учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы на предпринимателей, занятых в дезинфекционном бизнесе.

В Центре госсанэпиднадзора в городе Москве были определены основные функции, формы, методы и объекты контроля при проведении дезинфекционных мероприятий.

I. Первичной формой контроля за проведением дезинфекционных мероприятий является производственный контроль за соблюдением санитарных правил. Он осуществляется самостоятельно за средства индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занятых осуществлением дезинфекционной деятельности. Именно производственный контроль является основной формой контроля, обеспечивающей безопасность для человека проводимых дезинфекционных мероприятий, гарантирующей качество дезинфицирующих средств при их производстве, транспортировке, хранении и реализации.

С этой целью главный государственный санитарный врач по городу Москве принял постановление (№10 от 21.08.01), которым рекомендован примерный перечень мероприятий, осуществляемых в ходе производственного контроля при проведении дезинсекции и дератизации.

В рамках ведения производственного контроля Центром госсанэпиднадзора в городе Москве соответствующими постановлениями были введены и рекомендованы следующие учетные формы:

- санитарный паспорт объекта, подлежащего дезинсекции и дератизации– документ, удостоверяющий, что на объекте проводится согласованный с учреждениями госсанэпидслужбы необходимый объем дезинсекционных и дератизационных мероприятий с периодичностью соответствующей санитарным правилам, методами и средствами, разрешенными Минздравом Российской Федерации (в настоящее время отменен постановлением главного государственного санитарного врача по городу Москве № 2 от 28.04.06 г.);

- санитарный паспорт на транспорт для перевозки пищевых продуктов - документ, удостоверяющий соответствие транспорта санитарным правилам, условий его мойки и дезинфекции и предоставляющий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам право на использование данного транспорта для перевозки пищевых продуктов. Особенностью санитарной паспортизации транспорта, введенной в Москве, является обязательность учета проводимой дезинфекции транспорта в приложении к бланку санитарного паспорта;

- журнал учета получения и расходования дезинфицирующих средств, проведения дезинфекционных работ в профилактических целях на объекте - документ, удостоверяющий, что на данном объекте имеется необходимый запас дезинфицирующих средств и соответствующие условия для проведения дезинфекционных мероприятий.

Обязательным условием для ведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями вышеупомянутых учетных форм является регистрация их в учреждениях госсанэпидслужбы, осуществляемая последними в процессе госсанэпиднадзора.

II. Высшей формой контроля за организацией и проведением дезинфекционных мероприятий является проведение последнего в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Порядок и частота проведения такого контроля (не чаще одного раза в два года) впервые регламентированы Федеральным законом от 08.08.01 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

С целью организации госсанэпиднадзора за дезинфекционной деятельностью разработаны и утверждены Положения о специальных подразделениях Центров госсанэпиднадзора – отделов надзора за дезинфекционной деятельностью.

Важным в системе организации госсанэпиднадзора за проведением дезинфекционных мероприятий является то, что после создания в Центре госсанэпиднадзора в городе Москве специальных подразделений надзора за дезинфекционной деятельностью стало возможным определять необходимые объемы контрольных мероприятий, которые должны осуществляться различными структурными подразделениями Центра.

III. Самой главной особенностью созданной в городе Москве системы контроля за проведением дезинфекционных мероприятий является экспертный контроль. Это самостоятельная и независимая от двух вышеназванных форма контроля. Он осуществляется по инициативе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для подтверждения и обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания осуществляемой ими деятельности в случаях:

1. Когда у них отсутствуют условия для проведения производственного контроля;

2. По предписаниям главных государственных санитарных врачей и их заместителей.

Кроме этого, экспертный контроль может проводиться, если материалы контрольных мероприятий необходимы для представления в лицензирующие органы, органы сертификации, исполнительной власти, в контролирующие и надзорные органы и др.

Наряду с учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы, в осуществлении экспертного контроля принимают участие организации или эксперты, аккредитованные в установленном порядке. Это, как правило, научно-исследовательские учреждения, высшие учебные заведения гигиенического и эпидемиологического профиля, структурные подразделения и лаборатории, на которые возлагается осуществление производственного контроля.

Таким образом, разработанная Центром госсанэпиднадзора в г. Москве система включает три независимые формы контроля за организацией и проведением дезинфекционных мероприятий, имеющие общее целевое назначение – повышение эффективности дезинфекционных мероприятий и как следствие - обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Внедрение системы в г. Москве позволило в короткие сроки обеспечить регистрацию предприятий, осуществляющих дезинфекционные мероприятия, а также провести учет выполняемых ими работ и расширить охват городских объектов, на которых необходимо проведение дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий.

В марте 2005 года в ходе реорганизации Центра государственного санитарно- эпидемиологического надзора в городе Москве его преемником стало Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве».

В ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" и всех филиалах ФГУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в городе Москве" в административных округах были созданы отделы организации дезинфекционных мероприятий, основной задачей которых является обеспечение деятельности Роспотребнадзора. В этих отделах работает 46 специалистов с высшим профессиональным и 98 со средним профессиональным образованием. Специальную подготовку по вопросам дезинфекционной деятельности имеют 74 человека.

Приоритетным направлением в работе вышеуказанных структур была и остается работа по совершенствованию организации и проведения дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных и стерилизационных мероприятий на объектах.

Руководители структурных подразделений дезинфекционного профиля:

- с 1998 г. по март 2003 г. - Негрий В.Ф.- заведующий отделением надзора за дезинфекционной деятельностью в составе отдела лицензирования и организации санитарно-эпидемиологических экспертиз видов деятельности;

- с марта 2003 г. по март 2005 г. - Мизгайлов А.В.- заведующий отделением надзора за дезинфекционной деятельностью в составе отдела лицензирования и организации санитарно-эпидемиологических экспертиз видов деятельности;

- с марта 2005 г. по май 2006 г. - Мизгайлов А.В.- заведующий отделом организации дезинфекционных мероприятий;


- с мая 2006 г. по настоящее время – Гололобова Т.В.- заведующий отделом организации дезинфекционных мероприятий.